Спасибо!

Ваша заявка отправлена, мы свяжемся
с вами в ближайшее время.

29.07.2025

Все о правилах грузовых ЖД перевозок при международной логистике

Правила грузовых ЖД перевозок: от чего они зависят и кому важны

Не существует универсального свода правил, регулирующего железнодорожные грузоперевозки во всех странах и на всех маршрутах. Международные и внутренние перевозки подчиняются разным нормативным системам, зависят от направления движения, типа груза и стран-участников.

На практике железнодорожному транспорту государств участникам перевозки приходится подчиняться сразу нескольким уровням регулирования:

  • Международные соглашения — например, COTIF с приложением CIM для Европы и отдельных стран Азии, СМГС — для СНГ, транзитных маршрутов в Китай, Монголию, Северную Корею.
  • Национальные правила стран отправки, транзита и назначения. Например: правила перевозок грузов железнодорожным транспортом в соответствии с Приказом Минтранса России №322 от 2003 года с последними изменениями; внутренние регламенты КНР на провоз опасных грузов в контейнерах.
  • Локальные требования железных дорог, в том числе технические условия на составление актов, правила накладной, эксплуатационные ограничение по типу подвижного состава.

Ответственность за соблюдение действующих правил распределяется между несколькими участниками транспортной цепи:

  • Грузоотправитель ответственен за корректность оформления документов, за классификацию, упаковку, маркировку и крепление груза в соответствии с правилами.
  • Железнодорожный перевозчик отвечает за сохранность грузов по пути, выбор маршрута, контроль в пункте отправления и на пути следования, в том числе на перегрузочных станциях.
  • Экспедитор координирует взаимодействие, осуществляет планирование маршрута с учётом регламентов и формирует оптимальные цепи доставки.

Что грозит при незнании нормативки? Если груз оформлен не по тому регламенту — его могут задержать на пограничной станции. Например, ошибка в коде грузополучателя в СМГС-пути при пересечении Казахстана → 3-5 суток простоев на станции Алтынколь. Если не соблюдены правила перевоза опасных веществ — санкции доходят до конфискации партии. Отсутствие согласования маршрута по тяжеловесному грузу нередко приводит к повреждению пути или вагонов, а значит — к штрафам на десятки тысяч евро. А в некоторых странах, например Литве, штраф за нарушение порядка переадресовки может превысить 100% стоимости перевозки.

Международные нормативы перевозок по железной дороге: какие документы всё определяют

Ключевые международные нормативы регулируются двумя глобальными системами: Конвенцией COTIF с Правилами CIM и Соглашением СМГС. Они фиксируют порядок использования транспортной железнодорожной накладной, сроки, обязанности сторон и правила на случай повреждения, порчи или переадресовки грузов.

COTIF/CIM — европейская модель перевозки (Convention concerning International Carriage by Rail).

  • Применяется в странах ЕС, Турции, государств Центральной и Восточной Европы (к примеру, Словакия, Чехия, Болгария, Румыния).
  • Оператором-координатором выступает OTIF – Intergovernmental Organisation for International Carriage by Rail.
  • Главный документ – накладная CIM. Она универсальна: заменяет контракт, является подтверждением права на груз, выполняет таможенную и страховую функции.
  • Обеспечивает правовой механизм в случае повреждений, порчи, переадресовки перевозимых грузов, и порядок хранения при невозможности вскрыть вагон на транзитной станции.

СМГС — Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении.

  • Действует между странами СНГ, Китаем, Ираном, Монголией, КНДР и другими странами Азии.
  • Регламентирует составление актов при повреждении, порядок выдачи, сроки хранения грузов железнодорожным транспортом.
  • Транспортная железнодорожная накладная СМГС — основной перевозочный документ, содержит данные о перевозимых грузах, станциях назначения и пунктах транзита.
  • В нее также включаются сведения о контейнерах, типах вагонов, необходимых разрешениях и актах осмотра.

Комбинированное применение COTIF и СМГС встречается всё чаще — особенно на маршрутах “Китай – Европа”.

Так как страны ЕС работают по системе CIM, а Китай и большинство транзитных стран (Казахстан, Россия, Белоруссия) — по СМГС, то перевозка осуществляется по «двойной накладной» CIM/СМГС или через перегрузочную станцию с переоформлением документов. Например, в маршруте Урумчи – Брест – Варшава документ СМГС действует до границы Белоруссии с Польшей, где составляется накладная по CIM.

Дополнительно, в зависимости от типа груза могут потребоваться:

  • Сертификаты происхождения, фитосанитарные документы, заключения таможенной службы.
  • Документы по экологической безопасности – особенно при перевозках опасных грузов, согласно Порядку перевозок опасных грузов транспортом.
  • Технические паспорта на подвижной состав, в случае, если идет перевозка с использованием специализированных грузовых вагонов.

Пример: контейнер с литиевыми батареями отправляется из Вэньчжоу (КНР) в Гдыню (Польша). Груз оформляется по СМГС до Словакии, затем — переоформляется в CIM. Если не учтены условия пересечения на станции Малашевиче – есть риск задержки на 2–3 суток при инспекции. Неверное указание кода опасности или несоответствие существующим правилам (например, переадресовка без участия грузополучателя в ЕС) может привести к развороту груза или утилизации партии.

Узнайте стоимость ЖД перевозок прямо сейчас

Оставьте заявку на расчет и наши специалисты подготовят для вас подробное предложение

Нормы и правила грузовых перевозок по ЖД внутри стран: ключевые отличия у основных участников

Внутреннее законодательство может существенно отличаться даже у стран, входящих в СМГС или COTIF. Национальные нюансы играют ключевую роль — их игнорирование способно полностью обнулить план логистики. Регламент внутри государства часто строже, чем международная рамка.

В России правила перевозок железнодорожным транспортом утвердила Минтранс России (Приказ от 18 июня 2003 года № 18, с изменениями по состоянию на декабрь последний год). Они включают:

  • Требования к правилам составления транспортной железнодорожной накладной и указания станции назначения.
  • Обязанность обеспечения сохранности перевозимых грузов и подвижного состава.
  • Сроки и порядок хранения грузов и порожних вагонов при изменениях в маршруте.

Пример внутренней особенности — в Казахстане:

  • С 2021 года усилены правила по фиксации крупногабаритных грузов: обязательная предварительная проверка крепления с выдачей технического акта перевозчиком.
  • При перевозке продукции химической промышленности необходима сертификация в соответствии с экологическим требованием Министерства охраны окружающей среды РК.

В Китае национальные нормы касаются даже внутренних станций: груз с маркировкой “опасный”, отправляемый в контейнере, должен оформляться по разрешению, полученному на уровне провинции. Без цифрового протокола согласования груз не пустят на экспорт по железной дороге — даже если международная часть правил соблюдена.

В странах ЕС также действуют локализованные требования: в Германии железнодорожные компании (DB Cargo и др.) руководствуются внутренними положениями UIC, включая строгую политику к обезвреживанию отходов, сопровождающих груз. Без сертифицированной системы утилизации — отказ в перевозке.

Можно ли обойти внутренние барьеры? Часто — да. Например, путем выбора альтернативного пункта перехода границы, где действуют менее строгие правила. Или — через планирование маршрута со специализированной станцией оформления.

Хорошим примером служит переадресовка перевозимых грузов порожних грузовых вагонов через станцию Брест, где специалисты оформляют документы одновременно по двум системам — снижается риск задержек.

Как определить, какие правила будут действовать для конкретной перевозки

Чтобы определить, какие нормы и регламенты необходимо соблюдать при международной железнодорожной доставке, нужно учитывать конкретные параметры маршрута. Попытка применить универсальные модели заканчивается задержками, штрафами или недействительностью перевозочного документа. Необоснованное применение CIM вместо СМГС (или наоборот) — типичная ошибка новичков.

Основные факторы, влияющие на определение применимых правил:

  • Тип груза: опасные, скоропортящиеся, тяжеловесные — подпадают под отдельные регламенты, как внутри стран, так и по международной системе.
  • География маршрута: наличие стран – участников COTIF или СМГС, протяжённость, станции перехода границ.
  • Тип подвижного состава: используются ли грузовые вагоны, платформы, контейнеры, специализированные рефрижераторы.
  • Наличие мультимодальных участков: участие автомобильных или морских перевозок требует синхронизации форматов документов.

Шаг за шагом подход:

  1. Определите страны отправления, транзита и назначения. Уточните, кто из них применяет CIM, а кто — СМГС.
  2. Посмотрите, предусмотрены ли официальные переходные станции, где возможно оформление комбинированной накладной CIM/СМГС.
  3. Сопоставьте маршрут с классификацией груза: если это литиевая батарея, проверьте, действуют ли ограничения по экспортному допуску или сертификации в каждой стране.
  4. Проверьте наличие специфических внутренних требований: экологических разрешений, обязательных актов предварительного осмотра, специальных условий хранения или крепления.
  5. Решите, нужна ли переадресовка груза и какие правила действуют в странах, где она будет происходить. Соблюдение порядка переадресовки и составления актов обязательно на каждой станции назначения.

Важно: не существует правового механизма «совмещения» правил. Нужно определять главную зону ответственности (например, если 80% маршрута — страны СМГС, логично применить СМГС-накладную и готовить переподтверждение в зоне подключения CIM).

Например, маршрут Екатеринбург – Брест – Ганновер требует: составление транспортной железнодорожной накладной СМГС в Екатеринбурге, переоформление на станции Брест по CIM, с параллельной передачей актов состояния вагонов. При этом документы, оформленные в России, должны соответствовать актуальному приказу Минтранса и рекомендациям Совета по железнодорожному транспорту государств Содружества — иначе могут быть признаны недействительными на немецкой станции назначения.

Особые категории грузов: дополнительные правила и риски

Перевозка стандартных грузов в универсальных контейнерах или полувагонах требует соблюдения базового набора требований. Но как только речь заходит об «особых» категориях — риски и регламенты резко усложняются. Ошибки в таких случаях приводят к штрафам, порче, аварийным ситуациям и, в крайнем случае, уголовной ответственности.

Опасные грузы

Для транспортировки опасных грузов необходимо соблюдение международных стандартов ДОПОГ (для автотранспорта) и требований Приложения 2 к СМГС и Приложения 1 к RID (для ЖД). В ЕС дополнительно применяется Регламент № 913/2010 и спецификации UIC. В России — действуют специальные технические условия Минтранса РФ, в том числе порядок переадресовки перевозимых грузов и обязательное предоставление карточек безопасности.

Типичные классы опасности:

  • Класс 1 — взрывчатые вещества
  • Класс 2 — газы (часто требуется специализированный подвижной состав)
  • Класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости (необходим температурный контроль)
  • Класс 9 — разное (в эту категорию попадают литиевые аккумуляторы, электронные компоненты)

Требования к перевозке:

  • Обязательная маркировка груза и вагона.
  • Специальные документы: паспорт безопасности, акт допуска к перевозке, схемы крепления.
  • Действующее разрешение для пересечения границ с опасным грузом, особенно по дорогам стран ЕС и Казахстана.

Пример: контейнер с аккумуляторами, инвойс на $60 000. На границе ЕС при проверке выяснилось, что в накладной CIM отсутствует код UN. Итог: задержка на пять суток, досмотр, штраф €7 400. Риски мог бы исключить грамотный предварительный аудит накладной перед отправкой.

Тяжеловесные и негабаритные грузы

Любой груз, параметры которого выходят за пределы стандартного габарита подвижного состава, требует особой логистики и регламента:

  • Технический паспорт груза и планы погрузки с согласованием на перегрузочных станциях.
  • Заключение об устойчивости и равномерности нагрузки на ось.
  • Согласованный маршрут следования — т.н. «маршрут допуска», берётся у МПС или специально уполномоченного подразделения.
  • Часто — сопровождение на всем протяжённом отрезке с осмотром на каждом перегоне.

Факт: При перевозке промышленного пресс-оборудования на маршруте через Белоруссию и Польшу разделение маршрута было запрещено Витебским участком – из-за перегруза на мосту. Ошибка маршрутизации стоила отправителю $11 200 за простой и экипировку обратно.

Температурные грузы и скоропортящиеся товары

Для грузов, требующих соблюдения температурного режима (например, медикаменты, мясо, морепродукты), предъявляются жёсткие условия:

  • Использование рефрижераторных секций или контейнеров с контролем климата.
  • Подключение к электролинии на узловых станциях (требует обслуживания на стыках).
  • Составление последовательного графика следования с учётом сроков хранения (условия перевозки прописываются в специальном разделе накладной).
  • Сроки подачи на станцию назначения не должны превышать технических норм — иначе можно потерять весь груз из-за порчи.

Акты о состоянии груза составляют на каждой станции таможенного или температурного контроля. Процедуры фиксируются протоколом должностных лиц и прикладываются к накладной для грузополучателя.

Пример: Партия охлаждённых вакцин направлена из Германии в Казахстан. Перевозка через Польшу и Беларусь по CIM/СМГС с пересадкой. На перегрузочной станции в Бресте отказалось подключить контейнер к сети на 14 часов — без альтернативы. Температура превысила +8°C, груз утилизирован – страховая компания отказала в выплате, сославшись на нарушение условий протокола хранения.

Появились вопросы? С удовольствием ответим на них

Заполните короткую форму и специалисты КАСТОМС СЕРВИС проконсультируют вас

На что обращать внимание при заключении договора на международную ЖД перевозку

Правильно оформленный договор международной перевозки по железной дороге — не формальность, а инструмент распределения рисков и выполнения обязательств в рамках разных юрисдикций. Недостаточно указать отправителя, груз и маршрут — требуется интеграция правовых норм соответствующих транспортных систем: СМГС, CIM, внутренних регламентов. В противном случае договор легко может быть признан ничтожным из-за нарушений обязательного порядка документального оформления грузов железнодорожным транспортом.

Первостепенный вопрос — кто отвечает за соблюдение правил. В большинстве случаев это грузоотправитель, но в рамках логистических договоров (например, договора транспортной экспедиции) основные функции передаются экспедитору или перевозчику. Если в договоре не обозначено, кто проверяет транспортную железнодорожную накладную на соответствие требованиям CIM или СМГС — ответственность в случае ошибки переходит на грузоотправителя по умолчанию.

Что обязательно нужно включить в договор:

  • Положение о применимом праве и регламенте: CIM или СМГС. Например: «перевозка регулируется положениями СМГС в редакции от 1 марта 2022 года, а также внутренними нормативами перевозчика на территории РФ».
  • Обязанности по оформлению документов: кто оформляет накладную, кто подписывает, кто подаёт груз на станцию, кто несёт ответственность в случае неправильно оформленной маркировки или данных.
  • Условия переадресовки: прописать порядок, права и лимиты изменения станции назначения — особенно важно при длинных маршрутах транзитом через несколько стран.
  • Порядок составления актов: в случае повреждения груза, нестыковок, задержек. Кто и где оформляет, в виде какого документа (например, акт формы ГУ-23 по СМГС или его эквивалент в рамках внутреннего законодательства).
  • Регламентация сроков хранения груза на железнодорожной станции назначения.
  • Страхование и особенности доступа к вагонам: важно отметить, будет ли использоваться подвижной состав перевозчика или собственный вагон/контейнер, и кто осуществляет технические осмотры по ходу движения.

Обратите внимание: даже подписанный обеими сторонами договор не освобождает от обязательств соблюдать требования той транспортной системы, в которой совершается перевозка. Если накладная СМГС составлена с нарушениями, то суд не примет контракт как смягчающее обстоятельство. Это важный аспект международной юридической практики, особенно при пересечении границ ЕС.

Пример юридической ошибки: грузоотправитель в Санкт-Петербурге заключил договор с европейским экспедитором на перевозку металлопродукции в Чехию. В контракте было прописано «перевозка по правилам CIM». Однако маршрут шёл через Беларусь и Польшу с накладной СМГС. В накладной отсутствовало обязательное заверение таможенной станции при смене формата накладной. Итог — груз задержан, признан переданным без правильного документа, и чешский клиент отказался от партии, сославшись на нарушение регламента. Иск был отклонён в арбитраже по причине несоответствия условий перевозки правилам СМГС.

Проверка соответствия грузовых ЖД перевозок нормам: пример пошагового чек-листа

Даже опытные логисты совершают ошибки при подготовке к международной ЖД-перевозке. Причина — большое количество сопутствующих норм, которые действуют не по всей логистической цепи, а по конкретным ее участкам. Провести финальную сверку помогает контрольный чек-лист.

7 шагов для проверки соответствия перевозки требованиям

  1. Проверить маршрут на предмет юрисдикции
  2. Составляем полную схему: отправка, транзитные страны, получатель, пограничные станции, стыковочные пути. Определяем, где пути подчиняются COTIF/CIM, где — СМГС или национальным регламентам.
  3. Определить тип и класс груза
  4. Выяснить, подпадает ли он под опасные, скоропортящиеся, специальные, тяжёлые — и применяются ли к нему специфические правила перевозок.
  5. Подобрать подвижной состав по стандартам
  6. Убедиться, что форма вагона или контейнера соответствует требованиям для перевозимого груза (особенно при перевозке наливных, негабаритных, химических веществ).
  7. Согласовать переадресовку и станции оформления актов
  8. Планируем, откуда и при каких условиях возможна переадресовка; кто подписывает акт на станции назначения; соблюдаем ли мы порядок хранения на пограничной станции в случае таможенной задержки.
  9. Оформить накладную по стандарту
  10. Убедиться, что транспортная железнодорожная накладная составлена без ошибок: корректные коды, станции, массы, адреса, отметки о дополнительных документах, кодах опасности — при необходимости.
  11. Контроль вспомогательных документов
  12. Наличие разрешений, экологических сертификатов, актов о погрузке, листов согласований маршрута. Уточнить, нет ли обязанности документировать в виде посторонних актов в странах транзита.
  13. План-факт сверка на станции отправления
  14. Перед подачей грузового вагона — сверка состава груза и сопровождающих документов с оригиналами накладной, подписание документации должностными лицами. Особое внимание — грузам, оформляемым с применением протоколов СМГС.

Кто проверяет перевозку? На практике — ответственность распределена:

  • Экспедитор сверяет документы и маршрутную часть;
  • Перевозчик — проверяет форму накладной и соответствие вагонов;
  • Станция отправления — осуществляет контроль перед подачи вагона в состав поезда. Здесь выявляются до 70% ошибок в реестре груза.

Все ошибки привлечения к ответственности фиксируются в последовательных актах. Каждый такой акт (например, акт формы ГУ-22 на станции) влияет на сроки перевозки, возможные неустойки и, при наличии отклонений, — на обязательное составление новых документов или возврат вагона на станцию отправки.

Как выбрать логистического партнера: компетенции по части ЖД нормативов

Даже самый продвинутый собственник груза не сможет предусмотреть все нюансы железнодорожной регламентации без профессионала. Это особенно критично на длинных маршрутах с пересечением юрисдикций COTIF и СМГС, а также в случае перевозки особых грузов. Поэтому ключевым фактором успеха становится качество логистического подрядчика.

Почему универсальный экспедитор не всегда подходит: специалист, работающий по морским и автомобильным маршрутам, может не владеть нюансами составления актов по вагонным маршрутам или правилами хранения грузов железнодорожной станции назначения. Это часто приводит к нарушению сроков, возвратам грузов, утрате страхового покрытия.

Какие вопросы следует задать логистическому подрядчику:

  • Используете ли вы стандарт CIM/СМГС? Есть ли опыт комбинированных маршрутов?
  • Какие страны охватывает ваша ЖД-схема поставок?
  • Есть ли штатные специалисты по оформлению железнодорожной накладной, актов и протоколов?
  • Работали ли вы раньше с моим типом груза? Какие были проблемы?
  • Какие у вас есть лицензии или одобрения от федеральных структур (например, Минтранс России)?
  • Есть ли истории успешных кейсов по перевозке сложных грузов?

Важно: компетенция должна подтверждаться не только словами, но и документально — копиями разрешений, регистрацией в базах перевозчиков, кейсами клиентов, отзывами, проработанными маршрутами, знанием порядка переадресовки и состава актов до и после подачи вагона на станцию назначения.

Вывод: понимание нормативной базы — основа работы с ЖД. Но реальная эффективность приходит только при сотрудничестве с логистической командой, для которой составление транспортной железнодорожной накладной и сохранность перевозимых грузов — не формальность, а точная дисциплина. Сорванная подачи, отказ в приёме, отказ в страховке из-за несоответствия накладной — частые последствия незнания элементарных нюансов.

Если вы ищете исполнителя, который учитывает международные и национальные нормы ЖД-перевозок, способен просчитать маршрут с учётом всех действующих регламентов, обратиться можно к нашей команде. Мы обеспечим полное сопровождение — от документа до станции назначения.

Требуется помощь?

Напишите нам или закажите звонок — мы поможем.
Выслушаем ваши задачи для бизнеса и на их основе предложим вариант решения.

Наш адрес

141407, Россия, Московская обл., г. Химки, Куркинское шоссе, стр. 2, БЦ Aero City, офис 416

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять