29.07.2025
Все о правилах грузовых ЖД перевозок при международной логистике
Правила грузовых ЖД перевозок: от чего они зависят и кому важны
Не существует универсального свода правил, регулирующего железнодорожные грузоперевозки во всех странах и на всех маршрутах. Международные и внутренние перевозки подчиняются разным нормативным системам, зависят от направления движения, типа груза и стран-участников.
На практике железнодорожному транспорту государств участникам перевозки приходится подчиняться сразу нескольким уровням регулирования:
- Международные соглашения — например, COTIF с приложением CIM для Европы и отдельных стран Азии, СМГС — для СНГ, транзитных маршрутов в Китай, Монголию, Северную Корею.
- Национальные правила стран отправки, транзита и назначения. Например: правила перевозок грузов железнодорожным транспортом в соответствии с Приказом Минтранса России №322 от 2003 года с последними изменениями; внутренние регламенты КНР на провоз опасных грузов в контейнерах.
- Локальные требования железных дорог, в том числе технические условия на составление актов, правила накладной, эксплуатационные ограничение по типу подвижного состава.
Ответственность за соблюдение действующих правил распределяется между несколькими участниками транспортной цепи:
- Грузоотправитель ответственен за корректность оформления документов, за классификацию, упаковку, маркировку и крепление груза в соответствии с правилами.
- Железнодорожный перевозчик отвечает за сохранность грузов по пути, выбор маршрута, контроль в пункте отправления и на пути следования, в том числе на перегрузочных станциях.
- Экспедитор координирует взаимодействие, осуществляет планирование маршрута с учётом регламентов и формирует оптимальные цепи доставки.
Что грозит при незнании нормативки? Если груз оформлен не по тому регламенту — его могут задержать на пограничной станции. Например, ошибка в коде грузополучателя в СМГС-пути при пересечении Казахстана → 3-5 суток простоев на станции Алтынколь. Если не соблюдены правила перевоза опасных веществ — санкции доходят до конфискации партии. Отсутствие согласования маршрута по тяжеловесному грузу нередко приводит к повреждению пути или вагонов, а значит — к штрафам на десятки тысяч евро. А в некоторых странах, например Литве, штраф за нарушение порядка переадресовки может превысить 100% стоимости перевозки.
Международные нормативы перевозок по железной дороге: какие документы всё определяют
Ключевые международные нормативы регулируются двумя глобальными системами: Конвенцией COTIF с Правилами CIM и Соглашением СМГС. Они фиксируют порядок использования транспортной железнодорожной накладной, сроки, обязанности сторон и правила на случай повреждения, порчи или переадресовки грузов.
COTIF/CIM — европейская модель перевозки (Convention concerning International Carriage by Rail).
- Применяется в странах ЕС, Турции, государств Центральной и Восточной Европы (к примеру, Словакия, Чехия, Болгария, Румыния).
- Оператором-координатором выступает OTIF – Intergovernmental Organisation for International Carriage by Rail.
- Главный документ – накладная CIM. Она универсальна: заменяет контракт, является подтверждением права на груз, выполняет таможенную и страховую функции.
- Обеспечивает правовой механизм в случае повреждений, порчи, переадресовки перевозимых грузов, и порядок хранения при невозможности вскрыть вагон на транзитной станции.
СМГС — Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении.
- Действует между странами СНГ, Китаем, Ираном, Монголией, КНДР и другими странами Азии.
- Регламентирует составление актов при повреждении, порядок выдачи, сроки хранения грузов железнодорожным транспортом.
- Транспортная железнодорожная накладная СМГС — основной перевозочный документ, содержит данные о перевозимых грузах, станциях назначения и пунктах транзита.
- В нее также включаются сведения о контейнерах, типах вагонов, необходимых разрешениях и актах осмотра.
Комбинированное применение COTIF и СМГС встречается всё чаще — особенно на маршрутах “Китай – Европа”.
Так как страны ЕС работают по системе CIM, а Китай и большинство транзитных стран (Казахстан, Россия, Белоруссия) — по СМГС, то перевозка осуществляется по «двойной накладной» CIM/СМГС или через перегрузочную станцию с переоформлением документов. Например, в маршруте Урумчи – Брест – Варшава документ СМГС действует до границы Белоруссии с Польшей, где составляется накладная по CIM.
Дополнительно, в зависимости от типа груза могут потребоваться:
- Сертификаты происхождения, фитосанитарные документы, заключения таможенной службы.
- Документы по экологической безопасности – особенно при перевозках опасных грузов, согласно Порядку перевозок опасных грузов транспортом.
- Технические паспорта на подвижной состав, в случае, если идет перевозка с использованием специализированных грузовых вагонов.
Пример: контейнер с литиевыми батареями отправляется из Вэньчжоу (КНР) в Гдыню (Польша). Груз оформляется по СМГС до Словакии, затем — переоформляется в CIM. Если не учтены условия пересечения на станции Малашевиче – есть риск задержки на 2–3 суток при инспекции. Неверное указание кода опасности или несоответствие существующим правилам (например, переадресовка без участия грузополучателя в ЕС) может привести к развороту груза или утилизации партии.
Узнайте стоимость ЖД перевозок прямо сейчас
Оставьте заявку на расчет и наши специалисты подготовят для вас подробное предложение
Нормы и правила грузовых перевозок по ЖД внутри стран: ключевые отличия у основных участников
Внутреннее законодательство может существенно отличаться даже у стран, входящих в СМГС или COTIF. Национальные нюансы играют ключевую роль — их игнорирование способно полностью обнулить план логистики. Регламент внутри государства часто строже, чем международная рамка.
В России правила перевозок железнодорожным транспортом утвердила Минтранс России (Приказ от 18 июня 2003 года № 18, с изменениями по состоянию на декабрь последний год). Они включают:
- Требования к правилам составления транспортной железнодорожной накладной и указания станции назначения.
- Обязанность обеспечения сохранности перевозимых грузов и подвижного состава.
- Сроки и порядок хранения грузов и порожних вагонов при изменениях в маршруте.
Пример внутренней особенности — в Казахстане:
- С 2021 года усилены правила по фиксации крупногабаритных грузов: обязательная предварительная проверка крепления с выдачей технического акта перевозчиком.
- При перевозке продукции химической промышленности необходима сертификация в соответствии с экологическим требованием Министерства охраны окружающей среды РК.
В Китае национальные нормы касаются даже внутренних станций: груз с маркировкой “опасный”, отправляемый в контейнере, должен оформляться по разрешению, полученному на уровне провинции. Без цифрового протокола согласования груз не пустят на экспорт по железной дороге — даже если международная часть правил соблюдена.
В странах ЕС также действуют локализованные требования: в Германии железнодорожные компании (DB Cargo и др.) руководствуются внутренними положениями UIC, включая строгую политику к обезвреживанию отходов, сопровождающих груз. Без сертифицированной системы утилизации — отказ в перевозке.
Можно ли обойти внутренние барьеры? Часто — да. Например, путем выбора альтернативного пункта перехода границы, где действуют менее строгие правила. Или — через планирование маршрута со специализированной станцией оформления.
Хорошим примером служит переадресовка перевозимых грузов порожних грузовых вагонов через станцию Брест, где специалисты оформляют документы одновременно по двум системам — снижается риск задержек.
Как определить, какие правила будут действовать для конкретной перевозки
Чтобы определить, какие нормы и регламенты необходимо соблюдать при международной железнодорожной доставке, нужно учитывать конкретные параметры маршрута. Попытка применить универсальные модели заканчивается задержками, штрафами или недействительностью перевозочного документа. Необоснованное применение CIM вместо СМГС (или наоборот) — типичная ошибка новичков.
Основные факторы, влияющие на определение применимых правил:
- Тип груза: опасные, скоропортящиеся, тяжеловесные — подпадают под отдельные регламенты, как внутри стран, так и по международной системе.
- География маршрута: наличие стран – участников COTIF или СМГС, протяжённость, станции перехода границ.
- Тип подвижного состава: используются ли грузовые вагоны, платформы, контейнеры, специализированные рефрижераторы.
- Наличие мультимодальных участков: участие автомобильных или морских перевозок требует синхронизации форматов документов.
Шаг за шагом подход:
- Определите страны отправления, транзита и назначения. Уточните, кто из них применяет CIM, а кто — СМГС.
- Посмотрите, предусмотрены ли официальные переходные станции, где возможно оформление комбинированной накладной CIM/СМГС.
- Сопоставьте маршрут с классификацией груза: если это литиевая батарея, проверьте, действуют ли ограничения по экспортному допуску или сертификации в каждой стране.
- Проверьте наличие специфических внутренних требований: экологических разрешений, обязательных актов предварительного осмотра, специальных условий хранения или крепления.
- Решите, нужна ли переадресовка груза и какие правила действуют в странах, где она будет происходить. Соблюдение порядка переадресовки и составления актов обязательно на каждой станции назначения.
Важно: не существует правового механизма «совмещения» правил. Нужно определять главную зону ответственности (например, если 80% маршрута — страны СМГС, логично применить СМГС-накладную и готовить переподтверждение в зоне подключения CIM).
Например, маршрут Екатеринбург – Брест – Ганновер требует: составление транспортной железнодорожной накладной СМГС в Екатеринбурге, переоформление на станции Брест по CIM, с параллельной передачей актов состояния вагонов. При этом документы, оформленные в России, должны соответствовать актуальному приказу Минтранса и рекомендациям Совета по железнодорожному транспорту государств Содружества — иначе могут быть признаны недействительными на немецкой станции назначения.
Особые категории грузов: дополнительные правила и риски
Перевозка стандартных грузов в универсальных контейнерах или полувагонах требует соблюдения базового набора требований. Но как только речь заходит об «особых» категориях — риски и регламенты резко усложняются. Ошибки в таких случаях приводят к штрафам, порче, аварийным ситуациям и, в крайнем случае, уголовной ответственности.
Опасные грузы
Для транспортировки опасных грузов необходимо соблюдение международных стандартов ДОПОГ (для автотранспорта) и требований Приложения 2 к СМГС и Приложения 1 к RID (для ЖД). В ЕС дополнительно применяется Регламент № 913/2010 и спецификации UIC. В России — действуют специальные технические условия Минтранса РФ, в том числе порядок переадресовки перевозимых грузов и обязательное предоставление карточек безопасности.
Типичные классы опасности:
- Класс 1 — взрывчатые вещества
- Класс 2 — газы (часто требуется специализированный подвижной состав)
- Класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости (необходим температурный контроль)
- Класс 9 — разное (в эту категорию попадают литиевые аккумуляторы, электронные компоненты)
Требования к перевозке:
- Обязательная маркировка груза и вагона.
- Специальные документы: паспорт безопасности, акт допуска к перевозке, схемы крепления.
- Действующее разрешение для пересечения границ с опасным грузом, особенно по дорогам стран ЕС и Казахстана.
Пример: контейнер с аккумуляторами, инвойс на $60 000. На границе ЕС при проверке выяснилось, что в накладной CIM отсутствует код UN. Итог: задержка на пять суток, досмотр, штраф €7 400. Риски мог бы исключить грамотный предварительный аудит накладной перед отправкой.
Тяжеловесные и негабаритные грузы
Любой груз, параметры которого выходят за пределы стандартного габарита подвижного состава, требует особой логистики и регламента:
- Технический паспорт груза и планы погрузки с согласованием на перегрузочных станциях.
- Заключение об устойчивости и равномерности нагрузки на ось.
- Согласованный маршрут следования — т.н. «маршрут допуска», берётся у МПС или специально уполномоченного подразделения.
- Часто — сопровождение на всем протяжённом отрезке с осмотром на каждом перегоне.
Факт: При перевозке промышленного пресс-оборудования на маршруте через Белоруссию и Польшу разделение маршрута было запрещено Витебским участком – из-за перегруза на мосту. Ошибка маршрутизации стоила отправителю $11 200 за простой и экипировку обратно.
Температурные грузы и скоропортящиеся товары
Для грузов, требующих соблюдения температурного режима (например, медикаменты, мясо, морепродукты), предъявляются жёсткие условия:
- Использование рефрижераторных секций или контейнеров с контролем климата.
- Подключение к электролинии на узловых станциях (требует обслуживания на стыках).
- Составление последовательного графика следования с учётом сроков хранения (условия перевозки прописываются в специальном разделе накладной).
- Сроки подачи на станцию назначения не должны превышать технических норм — иначе можно потерять весь груз из-за порчи.
Акты о состоянии груза составляют на каждой станции таможенного или температурного контроля. Процедуры фиксируются протоколом должностных лиц и прикладываются к накладной для грузополучателя.
Пример: Партия охлаждённых вакцин направлена из Германии в Казахстан. Перевозка через Польшу и Беларусь по CIM/СМГС с пересадкой. На перегрузочной станции в Бресте отказалось подключить контейнер к сети на 14 часов — без альтернативы. Температура превысила +8°C, груз утилизирован – страховая компания отказала в выплате, сославшись на нарушение условий протокола хранения.
Появились вопросы? С удовольствием ответим на них
Заполните короткую форму и специалисты КАСТОМС СЕРВИС проконсультируют вас
На что обращать внимание при заключении договора на международную ЖД перевозку
Правильно оформленный договор международной перевозки по железной дороге — не формальность, а инструмент распределения рисков и выполнения обязательств в рамках разных юрисдикций. Недостаточно указать отправителя, груз и маршрут — требуется интеграция правовых норм соответствующих транспортных систем: СМГС, CIM, внутренних регламентов. В противном случае договор легко может быть признан ничтожным из-за нарушений обязательного порядка документального оформления грузов железнодорожным транспортом.
Первостепенный вопрос — кто отвечает за соблюдение правил. В большинстве случаев это грузоотправитель, но в рамках логистических договоров (например, договора транспортной экспедиции) основные функции передаются экспедитору или перевозчику. Если в договоре не обозначено, кто проверяет транспортную железнодорожную накладную на соответствие требованиям CIM или СМГС — ответственность в случае ошибки переходит на грузоотправителя по умолчанию.
Что обязательно нужно включить в договор:
- Положение о применимом праве и регламенте: CIM или СМГС. Например: «перевозка регулируется положениями СМГС в редакции от 1 марта 2022 года, а также внутренними нормативами перевозчика на территории РФ».
- Обязанности по оформлению документов: кто оформляет накладную, кто подписывает, кто подаёт груз на станцию, кто несёт ответственность в случае неправильно оформленной маркировки или данных.
- Условия переадресовки: прописать порядок, права и лимиты изменения станции назначения — особенно важно при длинных маршрутах транзитом через несколько стран.
- Порядок составления актов: в случае повреждения груза, нестыковок, задержек. Кто и где оформляет, в виде какого документа (например, акт формы ГУ-23 по СМГС или его эквивалент в рамках внутреннего законодательства).
- Регламентация сроков хранения груза на железнодорожной станции назначения.
- Страхование и особенности доступа к вагонам: важно отметить, будет ли использоваться подвижной состав перевозчика или собственный вагон/контейнер, и кто осуществляет технические осмотры по ходу движения.
Обратите внимание: даже подписанный обеими сторонами договор не освобождает от обязательств соблюдать требования той транспортной системы, в которой совершается перевозка. Если накладная СМГС составлена с нарушениями, то суд не примет контракт как смягчающее обстоятельство. Это важный аспект международной юридической практики, особенно при пересечении границ ЕС.
Пример юридической ошибки: грузоотправитель в Санкт-Петербурге заключил договор с европейским экспедитором на перевозку металлопродукции в Чехию. В контракте было прописано «перевозка по правилам CIM». Однако маршрут шёл через Беларусь и Польшу с накладной СМГС. В накладной отсутствовало обязательное заверение таможенной станции при смене формата накладной. Итог — груз задержан, признан переданным без правильного документа, и чешский клиент отказался от партии, сославшись на нарушение регламента. Иск был отклонён в арбитраже по причине несоответствия условий перевозки правилам СМГС.
Проверка соответствия грузовых ЖД перевозок нормам: пример пошагового чек-листа
Даже опытные логисты совершают ошибки при подготовке к международной ЖД-перевозке. Причина — большое количество сопутствующих норм, которые действуют не по всей логистической цепи, а по конкретным ее участкам. Провести финальную сверку помогает контрольный чек-лист.
7 шагов для проверки соответствия перевозки требованиям
- Проверить маршрут на предмет юрисдикции
- Составляем полную схему: отправка, транзитные страны, получатель, пограничные станции, стыковочные пути. Определяем, где пути подчиняются COTIF/CIM, где — СМГС или национальным регламентам.
- Определить тип и класс груза
- Выяснить, подпадает ли он под опасные, скоропортящиеся, специальные, тяжёлые — и применяются ли к нему специфические правила перевозок.
- Подобрать подвижной состав по стандартам
- Убедиться, что форма вагона или контейнера соответствует требованиям для перевозимого груза (особенно при перевозке наливных, негабаритных, химических веществ).
- Согласовать переадресовку и станции оформления актов
- Планируем, откуда и при каких условиях возможна переадресовка; кто подписывает акт на станции назначения; соблюдаем ли мы порядок хранения на пограничной станции в случае таможенной задержки.
- Оформить накладную по стандарту
- Убедиться, что транспортная железнодорожная накладная составлена без ошибок: корректные коды, станции, массы, адреса, отметки о дополнительных документах, кодах опасности — при необходимости.
- Контроль вспомогательных документов
- Наличие разрешений, экологических сертификатов, актов о погрузке, листов согласований маршрута. Уточнить, нет ли обязанности документировать в виде посторонних актов в странах транзита.
- План-факт сверка на станции отправления
- Перед подачей грузового вагона — сверка состава груза и сопровождающих документов с оригиналами накладной, подписание документации должностными лицами. Особое внимание — грузам, оформляемым с применением протоколов СМГС.
Кто проверяет перевозку? На практике — ответственность распределена:
- Экспедитор сверяет документы и маршрутную часть;
- Перевозчик — проверяет форму накладной и соответствие вагонов;
- Станция отправления — осуществляет контроль перед подачи вагона в состав поезда. Здесь выявляются до 70% ошибок в реестре груза.
Все ошибки привлечения к ответственности фиксируются в последовательных актах. Каждый такой акт (например, акт формы ГУ-22 на станции) влияет на сроки перевозки, возможные неустойки и, при наличии отклонений, — на обязательное составление новых документов или возврат вагона на станцию отправки.
Как выбрать логистического партнера: компетенции по части ЖД нормативов
Даже самый продвинутый собственник груза не сможет предусмотреть все нюансы железнодорожной регламентации без профессионала. Это особенно критично на длинных маршрутах с пересечением юрисдикций COTIF и СМГС, а также в случае перевозки особых грузов. Поэтому ключевым фактором успеха становится качество логистического подрядчика.
Почему универсальный экспедитор не всегда подходит: специалист, работающий по морским и автомобильным маршрутам, может не владеть нюансами составления актов по вагонным маршрутам или правилами хранения грузов железнодорожной станции назначения. Это часто приводит к нарушению сроков, возвратам грузов, утрате страхового покрытия.
Какие вопросы следует задать логистическому подрядчику:
- Используете ли вы стандарт CIM/СМГС? Есть ли опыт комбинированных маршрутов?
- Какие страны охватывает ваша ЖД-схема поставок?
- Есть ли штатные специалисты по оформлению железнодорожной накладной, актов и протоколов?
- Работали ли вы раньше с моим типом груза? Какие были проблемы?
- Какие у вас есть лицензии или одобрения от федеральных структур (например, Минтранс России)?
- Есть ли истории успешных кейсов по перевозке сложных грузов?
Важно: компетенция должна подтверждаться не только словами, но и документально — копиями разрешений, регистрацией в базах перевозчиков, кейсами клиентов, отзывами, проработанными маршрутами, знанием порядка переадресовки и состава актов до и после подачи вагона на станцию назначения.
Вывод: понимание нормативной базы — основа работы с ЖД. Но реальная эффективность приходит только при сотрудничестве с логистической командой, для которой составление транспортной железнодорожной накладной и сохранность перевозимых грузов — не формальность, а точная дисциплина. Сорванная подачи, отказ в приёме, отказ в страховке из-за несоответствия накладной — частые последствия незнания элементарных нюансов.
Если вы ищете исполнителя, который учитывает международные и национальные нормы ЖД-перевозок, способен просчитать маршрут с учётом всех действующих регламентов, обратиться можно к нашей команде. Мы обеспечим полное сопровождение — от документа до станции назначения.
Требуется помощь?
Напишите нам или закажите звонок — мы поможем.
Выслушаем ваши задачи
для бизнеса и на их основе предложим вариант решения.
Наш адрес
141407, Россия, Московская обл., г. Химки, Куркинское шоссе, стр. 2, БЦ Aero City, офис 416