Спасибо!

Ваша заявка отправлена, мы свяжемся
с вами в ближайшее время.

30.07.2025

Система TIR: что это такое в международных перевозках

Что такое система TIR и зачем она нужна в международных перевозках

Система TIR — это инструмент международной автомобильной перевозки грузов, призванный упростить и ускорить прохождение границ. Аббревиатура TIR расшифровывается как Transports Internationaux Routiers — международные дорожные перевозки. Основана она на многосторонней Конвенции МДП 1975 года, принятой под эгидой Экономической комиссии ООН для Европы (ЕЭК ООН) и управляется Международным союзом автомобильного транспорта (IRU).

Главная цель системы TIR — обеспечить движение грузов без повторного таможенного оформления и досмотра на каждой сухопутной границе, минимизировать задержки и создать предсказуемость в международной логистике. Эта процедура регламентирована на уровне международного права и позволяет перевозить товары, находящиеся под таможенной пломбой, по нескольким странам без уплаты пошлин и обеспечения на границах транзитных государств.

На фурах и других транспортных средствах, участвующих в системе, размещают синюю табличку с белыми буквами «TIR». Это обозначает, что транспорт движется с книжкой МДП (TIR Carnet), и обеспечивает его право на упрощённый таможенный контроль. С точки зрения перевозчика, это экономия времени, снижение административной нагрузки и полнота документального сопровождения на международных маршрутах.

Сейчас система TIR применяется в более чем 60 странах, включая государства Европы, Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Особенно она актуальна при пересечении нескольких сухопутных границ, в которых таможенные процедуры существенно затрудняют перевозку грузов.

Что такое «TIR на грузовиках»? Это не просто визуальное обозначение — а индикатор использования международной процедуры, которая дает право двигаться транзитом через страны без досмотра на каждом пункте. А «TIR в перевозках» — это целая система взаимодействия между бизнесом, таможенными органами и международными организациями, гарантирующая бесперебойность торговли.

Появились вопросы?

Заполните небольшую форму и наши специалисты проконсультируют вас

Как работает система TIR: логика, участники, документы

В системе TIR участвует несколько ключевых сторон:

  • Перевозчик, допущенный к системе, и обладающий действующей книжкой МДП
  • Национальное гарантийное объединение, аккредитованное IRU, которое обеспечивает финансовую гарантию транзита на случай нарушений
  • Таможенные органы всех стран, через которые проходит маршрут, уполномоченные контролировать соблюдение процедур
  • IRU, центральный координатор и управляющий системой гарантий

Ключевым документом перевозки в системе TIR является книжка МДП (Carnet TIR). Это бумажный документ, состоящий из отрывных листов, используемых для отметок и регистрации на каждом этапе. Визуально она напоминает многостраничную квитанцию, каждая пара листов — для конкретной границы: один остаётся у таможни, другой — у перевозчика.

Книжка TIR содержит информацию о:

  • отправителе и получателе груза
  • наименовании и весе товаров
  • транспортном средстве
  • маршруте

Ход перевозки выглядит следующим образом:

  1. В стране отправления груз оформляется с использованием книжки МДП, инспектор таможни пломбирует кузов, делает отметку и отрывает первую часть документа.
  2. Далее груз направляется транзитом по запланированному маршруту, не останавливаясь на длительные таможенные проверки.
  3. На каждой границе следующая часть Carnet TIR отрывается местными органами с регистрацией прохождения.
  4. В стране назначения производится окончательное оформление и сдача оставшихся отрывных листов, которые подшиваются к архиву IRU.

Финансовые гарантии — важнейшая составляющая системы. Гарантийное объединение в каждой стране обязуется погасить возможные потери государства (например, невыплаченные пошлины), если вдруг окажется, что груз не прибыл в конечный пункт назначения. Такая система ответственности создаёт доверие между государствами и минимизирует необходимость дополнительных залогов на границе.

Пример: логистическая компания из Минска отправляет фуру с электроникой в Берлин через Польшу и Чехию. Оформив международную перевозку по Carnet TIR, грузовик пересекает белорусскую, польскую и чешскую границы без задержек: все пломбы целы, документы в порядке, проверки минимальны. В Германии происходит стандартное закрытие процедуры с подачей отчётов через национального гаранта.

Такой подход снижает административную нагрузку, освобождает от индивидуального обеспечения на каждый участок маршрута, а также упрощает планирование доставки по времени. Документ TIR Carnet принимает на себя роль «пропуска» европейского уровня и работает в рамках установленной транзитной ответственности.

Когда и кому выгодно использовать TIR

Система TIR подходит не для всех международных перевозок. Она эффективна в тех случаях, когда маршрут проходит через две и более границ, особенно за пределами ЕС, с необходимостью таможенного контроля. Не применяется внутри одной страны, а также при перевозках в пределах Европейского союза без выхода за его границы.

Ключевые преимущества использования TIR:

  • Избежание необходимости таможенного транзитного обеспечения в каждой стране.
  • Снижение времени простоя на границах за счёт единых процедур.
  • Минимизация рисков при перевозках через нестабильные регионы.
  • Унификация процесса на всём протяжении маршрута.

Тем не менее, TIR — это только одна из возможных систем международных перевозок. Внутри Евросоюза часто используется T1 — Общеевропейская транзитная декларация, которая проще в цифровом оформлении. Однако если маршрут включает страны вне ЕС — например, Беларусь, Турцию или Иран — TIR остаётся вне конкуренции по удобству.

Кому подходит система:

  • Компании, работающие со странами Восточной Европы, Кавказа, Центральной Азии, Ближнего Востока.
  • Перевозки, идущие из или в страны с нерегулированной электронной транзитной системой.
  • Грузы высокой стоимости или чувствительности к срокам поставки.

Можно ли применять TIR при мультимодальных перевозках? Частично. Система ориентирована именно на автотранспорт. Если маршрут включает железнодорожный или морской этап, TIR может использоваться исключительно на автомобильной части доставки, при условии, что пломба остаётся нетронутой. В некоторых случаях возможна реализация схем «грузовик – паром – грузовик», но для этого требуется соблюдение процедур с соблюдением непрерывности трансфера.

Бизнес, планирующий поставки по направлениям, охватывающим от 2 до 5 стран с наземным пересечением границ, получает максимальные выгоды от TIR. Кроме того, транспортные компании, имеющие плотный график поставок, могут таким образом планировать загрузку и движение машин без перебоев, связанных с задержками на границах.

Какие страны работают по системе TIR

По состоянию на 2024 год система TIR действует в более чем 60 странах на разных континентах. География охватывает значительную часть Европы, Азии, Ближнего Востока и часть Северной Африки. Это делает TIR одной из самых масштабных систем таможенного транзита в мире.

Примеры стран-участниц:

  • Европа: Германия, Франция, Польша, Турция, Болгария, Румыния, Белоруссия, Россия, Украина
  • Азия: Китай, Киргизия, Казахстан, Иран, Таджикистан, Монголия
  • Ближний Восток: Объединённые Арабские Эмираты, Иран, Ирак, Ливан, Иордания
  • Северная Африка: Тунис, Марокко

Ключевым событием последнего десятилетия стало подключение Китая к системе TIR. Это открыло стратегически важные маршруты по евразийскому направлению, в том числе наземные транспортные коридоры «Один пояс — один путь».

Где TIR не применяется:

  • Внутри Евросоюза при перевозках между странами-членами, если отсутствует пересечение внешней границы ЕС
  • В каботаже — т.е. при перевозках внутри одной страны иностранным перевозчиком
  • В странах, не ратифицировавших Конвенцию TIR, таких как США, Канада, Австралия

Таким образом, маршруты между странами-участницами обеспечены правовыми и процедурными механизмами, включающими книжку МДП и взаимную ответственность гарантийных объединений. Однако, например, если ваш груз идёт из России через территорию Европы до Испании — TIR будет действовать только до въезда на территорию ЕС (или, при участии некоторых стран, до финального пункта вне зоны каботажа).

Плюсы и ограничения системы TIR — стоит ли рассматривать её всерьёз

Система Carnet TIR обладает рядом весомых преимуществ, особенно для компаний, активно работающих на международных направлениях и сталкивающихся с пересечением двух и более нацграниц. Однако наряду с плюсами, она имеет ограничения, которые важно учитывать при выборе логистической схемы.

Преимущества системы TIR:

  • Минимизация времени ожидания на границах — фура с TIR редко попадает под детальный досмотр, если пломба и документы в порядке
  • Отсутствие необходимости предоставлять денежное обеспечение (гарантийные депозиты, банковские поручительства) на каждом пограничном пункте — всё это покрывает национальное гарантийное объединение
  • Прозрачность процедур и единый международный формат документов, понятный всем сторонам
  • Жёсткий контроль за сохранностью пломбы и защита груза в трансграничных сегментах пути
  • Юридическая определённость: в случае спора у каждой стороны (таможни, перевозчика, логиста) есть однозначные правила и документальные отметки

Однако, несмотря на эти очевидные преимущества, использования TIR в логистике следует подходить прагматично.

Основные ограничения:

  • Не все типы грузов допускаются. Запрещены, в частности, живой скот, оружие, радиоактивные вещества, взрывчатка. Каждый случай отдельно регулируется национальным законодательством и требованиями стран по маршруту
  • Система работает только для автомобильного транспорта. Если в логистическую схему включены морские или железнодорожные участки, книжка TIR применяется только на автоэтапах, с условием полной сохранности пломб
  • Ограниченная операционная гибкость. Перевозчикам нельзя менять маршрут без уведомлений, также при малейших подозрениях на повреждение пломбы потребуется повторный досмотр и оформление
  • Необходимость аккредитации. Не любая компания может «взять и воспользоваться» системой TIR — доступ дается только лицензированным и проверенным IRU перевозчикам
  • Сравнительно высокая бумажная нагрузка — традиционная книжка TIR до сих пор не является электронной, за редкими исключениями

TIR vs T1: что экономичнее? При перевозках исключительно по территории Евросоюза система T1 (электронная транзитная декларация) оказывается более удобной, поскольку обрабатывается таможенными органами в едином цифровом пространстве. Но при выходе за пределы ЕС или при перемещении между странами, не входящими в европейскую зону, TIR обеспечивает большую гарантию и скорость.

Итог: TIR — рабочий, проверенный, безопасный инструмент, но его применение следует рассматривать в контексте маршрута, типа груза и потребностей бизнеса. Например, при перемещении запчастей между Казахстаном и Румынией — идеально; но при регулярной доставке товаров между Австрией и Словакией — это ненужное усложнение.

Что нужно перевозчику, чтобы пользоваться TIR

Для того чтобы использовать систему TIR, перевозчику необходимо соответствовать ряду требований. Это не открытая система «для всех» — аккредитация предполагает подтверждение финансовой стабильности и соблюдение технических стандартов.

Необходимые условия:

  • Лицензия на осуществление международных перевозок — действует на территории страны регистрации перевозчика
  • Членство в национальном гарантийном объединении — например, в России это АСМАП, в Беларуси — БАМАП
  • Подписание соглашения с IRU о соблюдении правил TIR

Как получить книжку МДП:

  1. Компания подаёт заявку в своё национальное гарантийное объединение
  2. После проверки соответствия требованиям IRU назначает перевозчику статус авторизованного пользователя
  3. Книжки выдаются на конкретное транспортное средство или маршрут, действуют ограниченное количество раз (обычно на 1-2 рейса)

Требования к перевозке:

  • Фура должна иметь исправный кузов, соответствующий требованиям пломбирования
  • Водитель должен быть осведомлён о процедурах заполнения Carnet TIR
  • Маршрут поездки должен быть заранее согласован, при этом начальный и конечный пункты обязаны находиться в странах-участницах Конвенции

Стоимость и частота оформления: книжка TIR имеет относительно невысокую себестоимость — от 20 до 50 евро в зависимости от региона. Обычно используется на один рейс, хотя в некоторых случаях национальное объединение может выдавать многоразовые Carnet с особым графиком маршрутов.

Логистам стоит учесть, что подготовка к первой поездке по TIR занимает больше времени: нужно наладить процесс, обучить персонал, выстроить работу с гарантийной организацией. Но после запуска — система становится стабильным элементом международных перевозок компании.

TIR и современная диджитализация: eTIR и будущее системы

Переход к цифровому управлению транспортными процессами затронул и систему TIR. Проект eTIR — это электронный аналог книжки МДП, разработанный под эгидой ЕЭК ООН и IRU для повышения прозрачности, безопасности и скорости процедур.

Основные возможности eTIR:

  • Полностью цифровой документооборот между перевозчиком, гарантом и таможенными органами
  • Уведомления о статусе груза и прохождении контрольных пунктов в режиме реального времени
  • Отслеживание истории операций через блокчейн (на стадии внедрения)

На первом этапе eTIR реализуется в виде пилотных проектов. Активные внедрения проходят между Ираном и Турцией, Сербией и Ираном, а также на маршрутах между Китаем и странами Центральной Азии. С 2020-х годов начинается расширенная реализация в Европе, в том числе для стран-новаторов электронного транзита — Эстонии, Финляндии, Беларуси.

Для логистических компаний внедрение eTIR открывает стратегические преимущества:

  • снижение бюрократии и «человеческого фактора»
  • автоматическая интеграция статусов в ERP-системы
  • более точное прогнозирование сроков и проверок

Ожидается, что к 2030 году большая часть перевозок по TIR перейдёт на цифровую модель, что потребует обновления ИТ-инфраструктуры и адаптации процессов внутри компаний. Но те, кто начнут подготовку сейчас — получат значительное конкурентное преимущество.

Требуется помощь?

Напишите нам или закажите звонок — мы поможем.
Выслушаем ваши задачи для бизнеса и на их основе предложим вариант решения.

Наш адрес

141407, Россия, Московская обл., г. Химки, Куркинское шоссе, стр. 2, БЦ Aero City, офис 416

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять